Все мы когда-то были детьми. И каждый взрослый, став родителем, задается вопросом: «Каким должен быть родитель, чтобы быть хорошим?» Ведь наше детство во многом определяет то, какими мы становимся взрослыми.
Эрик Берн, американский психиатр и основатель трансакционного анализа, предложил необычную точку зрения на вопрос воспитания детей. Он считал, что родители «берутся» за ребенка и начинают его воспитывать исходя из своих собственных эго-состояний.
На протяжении нашей жизни мы развиваем различные эго-состояния — детское, родительское и взрослолое. И взявшись за ребенка, родители проецируют на него свое собственное детство и свои эго-состояния. Часто они пытаются «исправить» ошибки своих родителей, но при этом не задумываются о том, что могут быть настолько преданы этой идее, что забывают о реальных нуждах и желаниях своего ребенка.
12 родительских приказаний Эрика Берна, которые могут разрушить жизнь ваших детей
Все мы были детьми, и откуда бы родители ни взялись, в каким бы эго-состоянии они ни были, что бы ребенок и родитель ни ощущали, но часто родители, не задумываясь, могут нанести непоправимый вред своим детям.
Эрик Берн, известный психиатр и психоаналитик, разработал концепцию анализа трансакций, основываясь на которой, он вывел 12 родительских приказаний, которые могут вызвать серьезные проблемы в развитии и жизни детей.
- Будь совершенным. Это приказание может создать барьер между ребенком и его реальными эмоциями. Дети вырастают, ощущая, что они недостаточно хороши или совершенны, что приводит к низкой самооценке.
- Работай усердно. Когда родитель ставит эту цель перед ребенком, то это может привести к неправильной жизненной балансу и перегрузке.
- Не играй. Часто взрослые запрещают детям играть, считая это временем, потерянным впустую. Однако игра важна для развития ребенка и его социальных навыков.
- Будь серьезным. Когда родители требуют от детей серьезного поведения и всегда относятся к ним строго, это может подавить эмоциональное развитие и чувство юмора.
- Будь тихим. Запрет на выражение эмоций и требование быть всегда спокойным может привести к подавлению эмоций и развитию стресса.
- Не доверяй. Если родитель передает своим детям сообщение, что нельзя доверять окружающим, то ребенок растет с недоверием и страхом перед другими людьми.
- Следуй моему примеру. Когда родитель стремится к контролю над поведением ребенка и требует, чтобы ребенок повторял его поступки, это может привести к подавлению индивидуальности.
- Не растай. Запрет на проявление эмоций и требование быть всегда сильным и уверенным может вызвать эмоциональное закрытие и привести к проблемам с эмоциональным выражением.
- Не упускай свою возможность. Жесткое требование быть успешным и не упускать возможности может вызвать сильный стресс и тревогу у ребенка, а также подавить его стремление к саморазвитию.
- Следуй моей вере. Когда родитель настаивает на том, чтобы ребенок следовал его религиозным или моральным убеждениям, это может ограничить его свободу выбора и самостоятельное мышление.
- Не доверяй себе. Родительское требование не доверять собственным способностям и сужение возможностей может привести к низкой самооценке и отсутствию уверенности в себе.
- Еще ты не родитель. Загнуться на земле и ожидать этот день, когда вы станете взрослым, не подготавливает ребенка к ответственности и трудностям в будущем.
Понимая эти родительские приказания и их возможные последствия, мы можем сделать все возможное, чтобы избежать их в своем родительстве и создать благоприятную и здоровую обстановку для развития наших детей.
Концепция эго-состояний в трансакционном анализе
В трансакционном анализе, разработанном Эриком Берном, выделяются три основных эго-состояния: «ребенок», «родитель» и «взрослый». Каждое из этих эго-состояний отражает определенные психологические характеристики и сопутствующее поведение.
- Ребенок — это эго-состояние, которое включает в себя воспоминания, эмоции и поведение, характерные для детства. В этом эго-состоянии мы ведем себя так, какими были в детстве. Оно отражает наши потребности, желания и эмоции, которые возникали в детстве. В нем мы можем быть бунтарями, капризными или испытывать страхи и тревогу.
- Родитель — это эго-состояние, которое представляет собой набор правил, предписаний и ожиданий, которые мы усвоили от своих родителей или других значимых авторитетных фигур. В этом состоянии мы ведем себя так, как будто «взялись» за роль родителя и начинаем вести себя по его правилам.
- Взрослый — это эго-состояние, которое представляет собой рациональность, логичность и обоснованность. В этом состоянии мы осознанно и разумно принимаем решения, исходя из личных целей, ценностей и опыта.
Трансакционный анализ предполагает, что каждый человек может находиться в одном из этих эго-состояний в разные моменты времени и взаимодействовать с другими людьми через эго-состояния. Наше поведение и коммуникация с другими людьми зависят от того, в каком эго-состоянии мы находимся.
Такое эго-состояние формируется в детстве под влиянием родителей, учителей и других значимых взрослых. Мы усваиваем их правила, модели поведения и взгляды на мир. Таким образом, эго-состояния представляют собой результат социализации и влияния окружения.
Трансакционный анализ помогает нам осознавать, какое эго-состояние мы выбираем и как взаимодействовать с другими людьми. Понимая, что наше поведение и коммуникация зависят от наших эго-состояний, мы можем сделать осознанный выбор и научиться более эффективно взаимодействовать с окружающими.
Понятие «Ребенок», «Родитель» и «Взрослый»: откуда они появились?
В нашей жизни мы часто используем такие понятия, как «ребенок», «родитель» и «взрослый». Но откуда они появились и что они означают?
В детстве каждый из нас был «ребенком»: маленьким, слабым, зависимым от заботы и внимания взрослых. Мы экспериментировали, учились и исследовали мир вокруг себя. В те времена мы несли в себе множество мечт и надежд на будущее.
С течением времени мы трансформируемся из «ребенка» в «взрослого». Это происходит не только физически, но и психологически. Мы приобретаем навыки, знания и опыт, который позволяет нам стать независимыми и самостоятельными. Мы становимся ответственными за свои поступки и принимаем на себя роль «взрослого».
Само понятие «родитель» включает в себя оба состояния — «ребенка» и «взрослого». Родитель — это взрослый человек, который принимает на себя ответственность за заботу и воспитание своего ребенка. Он использует свои навыки, знания и опыт, чтобы обеспечить растущему человеку благоприятные условия для развития и роста.
Таким образом, понятие «ребенок», «родитель» и «взрослый» тесно связаны друг с другом. Они появились из наблюдений над жизнью и развитием людей. Каждое из этих понятий имеет свои особенности и значимость. Понимая, что вы являетесь и каким образом взаимодействуете с детьми, вы можете стать лучшим родителем и создать для них благоприятные условия для роста и развития.
Эго-состояние «Ребенок»: какие были вы в детстве?
Какими мы были в детстве? Откуда берется эго-состояние «ребенок»? Что такое «ребенок»:
Когда мы взялись за изучение эго-состояний, мы обратили внимание на состояние, которое многие люди достаточно точно идентифицируют. Это состояние, в котором человек действует и ощущает себя как ребенок – так же, каким он был в детстве.
Взрослые люди приобретают многие черты своих родителей – особенно реакционные родители воздействуют на взрослых детей. В сущности, все родители пытаются воздействовать, и от подражания их поведению наш разум пытается сохранить для нас подсказывающие модели.
Когда мы смотрим на наших родителей, испытываем сложное сочетание множества эмоций, таких как любовь, страх, гнев, радость и печаль, в зависимости от их отношения к нам и тому, как они сказываются в нас.
Кроме ощущения и переживания, мы иногда впадаем в эго-состояние «Ребенка» при переписке и в фантазиях, когда мы находимся в состоянии мечтать, создавать и материализовать всевозможные миры и жизни, представлять, что все в этом мире нам нужно, и нам ничего не надо делать, чтобы это произошло. В результате часто плодируются иллюзии, что все должно быть просто, быстро, уютно и красиво.
Это может быть прекрасный опыт, который нам нужно время от времени, но только в том случае, если мы можем себе позволить его. Иначе эго-состояние ребенка может отнять у нас всю нашу энергию и время, когда мы должны работать, говорить и взаимодействовать с другими людьми.