Ревизор — одно из самых известных произведений русской классической литературы. Это пьеса, написанная Николаем Гоголем в начале XIX века. Она была впервые опубликована в 1836 году и с тех пор стала одним из самых популярных и поставленных на сцену произведений русской литературы.
Сюжет пьесы разворачивается воображаемом провинциальном городе, где население страдает от коррупции и несправедливости. Внезапно в этот город приезжает ревизор — высокопоставленный государственный чиновник, следующий из Санкт-Петербурга. С трепетом и надеждой городские власти и жители встречают его приезд, полагая, что ревизор должен принести изменения и справедливость в их жизни.
Однако, оказывается, что ревизор — это простой чиновник, нежданно-негаданно попавший в провинцию и не имеющий никакого отношения к проверке деятельности местных властей. Изначально обрадовавшийся город резко меняет свое отношение к ревизору и пытается его подкупить или обмануть. Весь город оказывается в переделке, и ревизор испытывает на себе все негативные стороны провинциальной жизни.
Ревизор — это не только история о коррупции в России и недовольстве людей, но и о глупости и мелочности, об искажении истины ради личных интересов. Комедийная ситуация, в которой оказывается ревизор, показывает нам, как часто мы подчиняемся стереотипам и предрассудкам, не задумываясь о справедливости и толерантности.
Ревизор — это острый и сатирический образ проблем и недостатков русского общества, но он также является и универсальным образом, который может быть применим ко многим обществам, системам и политическим структурам. Мы можем увидеть в ревизоре параллель с сегодняшними событиями и проблемами в мире.
Описание произведения
«Ревизор» — это пьеса в пяти действиях, написанная Николаем Гоголем. Произведение было впервые опубликовано в 1836 году. «Ревизор» является одной из самых известных комедий Гоголя и считается одним из его величайших произведений.
Пьеса рассказывает историю небольшого городка в России, который сталкивается с визитом инкогнито государственного ревизора. Жители города ошибочно принимают обычного чиновника Хлестакова за проверяющего, ведь никто из них не видел ревизора никогда ранее. Это приводит к хаотическим и смешным ситуациям, когда каждый старается угодить Хлестакову и получить его одобрение.
Ревизор, который на самом деле ничего не ревизирует, развлекается за счет горожан и не устает от их потворств. Он бесчинно тратит государственные средства, проводит время в тавернах и флиртует с дочерью местного мирового судьи. Ситуация становится еще сложнее, когда настоящий государственный ревизор приезжает в город, и разоблачение неизбежно.
«Ревизор» является ярким образцом сатирической комедии, в которой Гоголь высмеивает русскую бюрократию, коррупцию и человеческую жадность. В произведении автор использует остроумные диалоги, комические ситуации и умело передает нравы своего времени.
«Ревизор» стал важным моментом в развитии русской литературы, так как показал новую форму комедии, непохожую ни на западноевропейские комедии, ни на классические середины XIX века. Пьеса также имеет силу драматического сочинения и критикует российское общество и чиновничество.
Жанр и тематика
Пьеса «Ревизор» Николая Гоголя относится к жанру комедии. Она была написана в 1836 году и признана одним из величайших произведений русской комедии. Гоголь в своей пьесе сатирически изображает русское общество того времени, высмеивает его пороки и лицемерие.
Тематика «Ревизора» связана с проблемами коррупции, чиновничьей власти и бюрократии. Главный герой пьесы Хлестаков является типичным представителем лживой и ничем не заслуживающей доверия чиновничьей элиты. Его приезд в город, где он ошибочно принят за ревизора, ставит в движение целую цепь событий, которые насмешливо показывают неспособность и безответственность местных властей.
Одним из главных мотивов пьесы является явная дисгармония между образцом нравственности, которым пытаются казаться городские чиновники, и их настоящим поведением. Гоголь остро критикует двойные стандарты общества и искусственное придание себе привлекательного вида в общественной деятельности.
В пьесе отчетливо прослеживается тема самозванства и ложного представления. Хлестаков, переживая постоянное волнение, принимает свое назначение за настоящий инспекторат и, не желая раскрыть свое невежество, играет роль важного и мудрого чиновника.
Пьеса «Ревизор» ярко иллюстрирует сатирический стиль Гоголя. Она виртуозно сочетает в себе гротескность и реализм, что делает ее наиболее замечательной. Гоголь использует смешанный стиль, который создает ощущение абсурдности происходящего на сцене и усиливает комический эффект.
Главные герои
В пьесе «Ревизор» Николай Гоголь создал ярких и выразительных персонажей, которые характеризуют разные стороны общества и отражают их нравы и пороки.
Герой | Роль |
---|---|
Хлестаков | Главный герой пьесы. Молодой чиновник, которого случайно принимают за ревизора. Он обладает хитростью и безнравственностью, используя свое положение для личной выгоды. |
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский | Губернский предводитель и помощник городничего. Он проявляет коррупцию и жадность, стремясь получить взятки от Хлестакова. |
Артемий Филиппович Земляникин | Городничий. Он изображает себя как строгого и праведного чиновника, но на самом деле подкупаем и бесхарактерен. |
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин | Землемер и ревизорский тайный советник. Он восхищается Хлестаковым и желает понравиться ему, показывая свою глупость и наивность. |
Анна Андреевна | Жена городничего. Она пытается использовать свои причуды и обаяние для достижения своих целей. |
Эти герои делают пьесу «Ревизор» яркой и сатиричной, раскрывая не только индивидуальные особенности каждого персонажа, но и общие проблемы российского общества.
Контекст и значение
Ревизор является одной из самых знаменитых комедий в русской литературе и до сих пор остается актуальной. Сочинение Николая Гоголя было впервые опубликовано в 1836 году и сразу же вызвало бурную реакцию общества. Комедия описывает ситуацию, когда провинциальный город пытается подстроиться и привлечь внимание приезжего ревизора, который якобы приехал проверить их деятельность.
Ревизор на самом деле не является классической комедией в привычном понимании этого жанра. Она наращивает сюжет, наблюдая за всей нелепостью, глупостью и коррупцией провинциального общества. Пьеса была написана в форме диалогов, что добавляет ей особую динамику и живость. Гоголь чередует моменты смешных и сатирических сцен с более серьезными эпизодами, что делает произведение более глубоким и многогранным.
Основной контекст Ревизора связан с критикой общественной системы и порядка. Гоголь подсмеивается над провинциальными чиновниками, показывает их коррупцию, глупость и незаинтересованность в делах города. Пьеса разоблачает систему, в которой властьные структуры полностью злоупотребляют своим положением и считают себя неприкосновенными. Ревизор ставит под сомнение моральность и этичность чиновников, а также общество в целом.
Символическое значение Ревизора заключается в том, что он является инкогнито, то есть никто не знает его и не может узнать его намерения, именно это вызывает волну паники и делает чиновников уделять внимание своим обязанностям. Вместо проникновения властного человека, город сам раскрывает свою сущность и показывает свою истинную природу. Ревизор становится одновременно правдой и ложью, добром и злом для города, так как его приезд наводит на размышления и несет соизмеримое воздействие на жизнь жителей.
Персонаж | Цитата |
---|---|
Хлестаков | «Ах, какое гнусное местечко! Всяко, куда ни плюнь – и лор обосрешь: сыта, пила, дрова, мяса не купишь, грязь, вода, вонь, ксеноны косные! Нечего более сквернее земли на свете! Нечего лгущего! Чертилось, должно быть, отца придумал город такой» |
Аммос Федорович | «Да здесь люди бедные, некогда им блестать и живописно приезжим показывать, есть им что-нибудь другое, черненькое, однообразненькое, пусть обстоянье их может заставляет, в слова не вступай» |
Таким образом, контекст и значение Ревизора заключаются в критике общественной системы и морали, а также подчеркнутым социальным неравенстве и неправильной организации государственных структур. Используя смешные ситуации и сатиру, Гоголь показывает насмешку и неодобрение по отношению к описанной действительности, что делает его произведение актуальным и важным для современного общества.
История создания
Пьеса «Ревизор» была написана русским писателем Николаем Гоголем в 1836 году. Гоголь задумывал ее как комедию в пяти действиях, которая бы смешно и сатирично отразила пороки общества и бюрократии того времени.
Идея об основе сюжета пришла к Гоголю, когда он услышал о судьбе человека, который был ошибочно принят за ревизора, и все, кто его встречал, старались понравиться ему. Эта история вдохновила Гоголя на создание трагикомической пьесы.
Сам процесс написания «Ревизора» был довольно сложным и затяжным для Гоголя. Он долго боролся с самим собой и постоянно переделывал пьесу. Работа над текстом заняла около 4 лет.
В конце концов, Гоголь завершил работу над пьесой в 1836 году и она была опубликована в 1837 году в журнале «Современник». Она была встречена противоречивой реакцией публики и критиков, но вскоре приобрела популярность и стала одним из наиболее известных и влиятельных произведений Гоголя.
Рецепция и оценки
Роман «Ревизор» Николая Гоголя вызвал огромный интерес и множество различных оценок в литературной критике. Вот некоторые из них:
- В. Г. Белинский: «Гоголю начало удаваться с первого шага. Он не содержится — наполнен через швы самой земли, весь глядит на зрителя, высмеивает все живое и неживое… Чувствительному зрителю останется только восторгаться этой неоспоримой правдой, этой великой сатирой наше все, особенно наше русское все…»
- А. С. Пушкин: «Многие сцены замечательны и написаны с большою художественною силой, особенно знаменитая сцена в самогонном масле, где трехдюймовый Германн Маузер хочет испробировать искусство Савелия Владимировича на звуке человеческого живота… Но знойное и местами не скромное мастерство писателя в том же «Ревизоре» до есть притворство определенного Views thereon. У гигантского таланта его сохранилась как бы корцепция что-то меньше реальности: стройность и очерченность деталей содержания.»
- Д. И. Писарев: «Я считаю художественный портрет Хлестакова превосходным… Не успеваешь рассматривать эту яркую картину, как умещается Могучая Могика гомункулуса в пестром круге его приключений житейских, и, не оставивши нам веры в ее существование, Гоголь возвращает обратно в марево.
- М. Е. Салтыков-Щедрин: «Последний акт пьесы… хотя он и не до конца изобразительный, но от чисто комического пути не так далек. Там основная особенность Гоголя: он начинал реалью — кончал тлиллером. И кончал с правдою для общества…»
- К. С. Аксаков: «Это шедевральное перотехническое творение есть совершенный писательско-психологический образ!»
Это лишь небольшая часть мнений о «Ревизоре». Все они свидетельствуют о высоком уровне произведения, его значимости для литературного мира и обширности его воздействия на читателей и зрителей.